Денис Тимошевский

Бизнесолог блог о бизнесе и финансах
БИЗНЕС ЭКСКУРСИЯ
Как "Coca Cola" диверсифицирует свои риски
На прошлой неделе я с клубом предпринимателей «Среда» посетил завод «Кока-кола». Зачем нужно ходить на крупные бизнес-предприятия?
Сейчас расскажу обо всем по порядку.



"Coca cola" словно стала для меня бывшей девушкой, на которую всегда хочется посмотреть со стороны – как у нее дела, вдруг она стала лучше."
Моя дружба с кока-колой началась очень давно. И впервые, наверное, я с ней познакомился, когда мне было 7 лет. Мой отец пил только ее, другие напитки он не воспринимал. Таким образом, и я на нее тоже подсел. Я совсем не пью алкоголь и поэтому на встречах или на неформальных ужинах можно было наблюдать такую картину: многие пьют пиво, вино или шампанское, а я в этот момент сижу и пью колу. Со стороны это смотрелось очень смешно.

В 2001 году я впервые попробовал кока-колу «черри», она стала моей любимой, но потом напиток сняли с производства. Были попытки ее возвращения на рынок, но вкус, запомнившийся мне с 2001 года, уже не смог повториться.

В моей истории, как и в любой другой, присутствуют моменты любви и расставания: в 2017 году я решил порвать с кока-колой, это было сложно, но я это сделал и с тех самых пор пью ее очень редко. Сложность состояла в том, что я привык к сладкой шипучке и не воспринимал никаких других напитков. Мне не хватало сладкого. Если я пил чай, то мог добавить до 5 ложек сахара.

"Coca cola" словно стала для меня бывшей девушкой, на которую всегда хочется посмотреть со стороны – как у нее дела, вдруг она стала лучше.

А стала ли она лучше? Понять это мне помогла экскурсия по заводу «Кока-кола».

Я уже побывал на таком предприятии в Беларуси и не ожидал увидеть ничего нового, однако все равно решил его посетить – а вдруг откроются какие-то нюансы? Так и произошло. Но об этом чуть позже.
Экскурсия на заводе началась с погружение в историю этого легендарного напитка. В этом нам помогли сотрудник компании и проектор с презентациями и видео. Не буду пересказывать историю кока-колы, вы сами можете прогуглить и вам станет все понятно. Сегодня у меня другая цель: поговорить о том, чего вы не найдете и не изучите сами.
"...какие вы знаете бренды, выпускаемые компанией «Кока-кола»?"
Я не случайно поделился историей о том, как полюбил кока-колу, а потом отказался от нее. Не стану описывать причины моего отказа, а также рассказывать о том, каких итогов я достиг. Сейчас речь не об этом.

В презентации нам показали разные слайды, достижения – маркетинг и еще раз маркетинг. Уже сразу после просмотра видео мне захотелось колы. Но я сдержал себя в руках. Все-таки - «бывшая», нельзя к ней вернуться.

И даже когда ее раздавали для дегустации, я ее не взял. Почему? Потому что сейчас я стараюсь следить за здоровьем. Что я пью теперь? Либо – чаи, в основном зеленый, либо – обычную или минеральную воду.

Одним из вопросов, заданных нам сотрудницей, стал: какие вы знаете бренды, выпускаемые компанией «Кока-кола»? Из зала поступили следующие ответы: кока-кола, фанта, спрайт. Кто-то вспомнил еще и о швепсе, я назвал соки. В итоге оказалось, что на сегодняшний день «Кока-кола» – это предприятие с далеко не единственным брендом. Теперь это целая корпорация разных брендов. И – да: они продают воду, даже «бонаква». Именно таким образом компания диверсифицирует свои риски. Вот это очень крутой подход. Итак, меня впечатлил только один слайд, остальное - «вода».
Что такое Диверсифика́ция?
Диверсифика́ция — расширение ассортимента выпускаемой продукции и переориентация рынков сбыта, освоение новых видов производств с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды, предотвращения банкротства. Такую диверсификацию называют диверсификацией производства. Диверсифика́ция — мера разнообразия в совокупности. Чем больше разнообразие, тем больше диверсификация.
Компания "Кока кола" - это напитки для любого сегмента рынка
Знал ли я про это раньше? Конечно, знал, но знают ли другие? Не думаю. Поэтому и хочу про это написать. Зачем? Все просто, ведь любой бизнес должен диверсифицировать свои риски. Необходимо одновременно строить не один бизнес, а три и более. Если один из них в какой-то момент вдруг показал бы плохую динамику, то другие вытянули бы его – не своим финансовым вложением, а дивидендами для собственника.

В свое время я совместно с партнером сконцентрировался на интернет-магазине zeta.by – проект был супер-успешным. Бизнес мы раскачали до выручки 14,5 млн долларов в год. Однако в 2014 году произошла девальвация и наш бизнес очень сильно пострадал. В итоге 2016 год мы начали с начала, с поисков нового проекта. А будь у нас на тот момент несколько направлений бизнеса, мы пострадали бы гораздо в меньшей степени.

Так и «Кока-кола». Эта компания разложила свои деньги по разным сегментам и продуктам.

Я отказался от кока-колы, для них это плохо, но для меня в их ассортименте остались соки или вода. Следовательно, я просто перешел из сегмента прохладительных напитков в сегмент соков. Они диверсифицируют свои риски.
Сегодня мне хотелось бы поговорить с вами о таком понятии как структура выручки компании.
Давайте разберемся. Выручка компании – это деньги, полученные компанией на свой расчетный счет или в кассу предприятия. Предположим, это сумма 120 000 000 рублей. Когда мы понимаем данную сумму – это уже успех. Но все-таки еще нужно понимать и из чего она состоит, какие товары мы продали (сегменты, группы).
На графике «Кока-колы» четко видны группы и понятна структура их выручки в процентах. Мы возьмем проценты с этого графика, а сумму выручки мою – 120 000 000 рублей.

В итоге получим следующее:
Газированные напитки – 51,1 % – 61 320 000 рублей;
Соки и нектары – 31,4 % – 37 680 000;
Вода – 9,9 % – 11 880 000;
Холодный чай – 6,5 % – 7 800 000;
Спортивные и энергетические напитки – 1,1 % – 1 320 000;
Напитки на растительной основе - < 1%
"...я советую всегда анализировать структуру выручки: по товарам, по поставщиками, по клиентам."
Увидев такую картину, вы поймете, что сегмент газированных напитков занимает 51,1 %. Раньше я думал, что этот показатель у них намного больше, но это не так. Данный пример наглядно говорит о том, как компания диверсифицирует свои риски.

А теперь задумайтесь на минутку – как обстоят дела в вашей компании?

Можно провести и еще одну аналогию.
У вас есть клиенты, они вам платят и все отлично, но у вас имеется один ключевой клиент, приносящий 70% вашей выручки. Вы довольны потому, что это один клиент, с ним просто, вы знаете о нем все, вы купили под него машины, взяли на работу сотрудников. Проходит какое-то время, у клиента появляется новый директор, принимающий решение о выборе нового подрядчика. И если ваш бизнес был построен на одном клиенте, то ваш бизнес находится на грани банкротства.

Именно поэтому я советую всегда анализировать структуру выручки: по товарам, по поставщиками, по клиентам. В идеале необходимо, чтобы проценты не превышали 20%. Тогда вы сможете диверсифицировать свои риски. Такая же ситуация будет и с вашей прибылью.

У вас один бизнес, приносящий дивиденды – предположим, 1 000 000 рублей. Внезапно в стране может что-то поменяться и вы останетесь без денег. Поэтому стройте одновременно 3 бизнеса, в разных сегментах. Так вам будет проще преодолевать разные проблемы.

Я сакцентировал свое внимание именно на этом слайде, т.к. считаю его ключевым.
После презентации мы прошлись по предприятию, но я не буду много писать о нем. Могу только поделиться своим разочарованием. В рекламе кока-колы нам много раз показывали, как этот напиток делают в розовой стране с лиловыми облаками и как его варят сами эльфы. Так вот – это не так и это стало для меня самым большим разочарованием. Возможно, именно после этого случая я и перестал пить Кока-колу, кто знает.
Так в моем понимании должен выглядеть завод "Coca Cola"
Сам по себе завод «Кока-кола» – это автоматизация и там нет ничего особенного, о чем стоило бы рассказывать отдельно.
Анализируйте свои данные, считайте деньги и учитесь только у лучших.
P.S. Хочу сказать большое спасибо за организацию Семену Лескову и клубу предпринимателей "Среда". Семен настолько серьезно подошел к организации мероприятия, что пришел в красных брюках - фирменный цвет "Coca Cola".
Подписывайтесь на мой блог. Я пишу для вас о бизнесе на основе своего опыта. Возможно вы не читали мои прошлые статьи, тогда я оставлю ссылку ниже.
Возможно вы не читали мои прошлые посты:
Write Close
Close
У вас возникли вопросы?
Made on
Tilda